N & D
Понедельник, 24.07.2017, 07:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
О деятельности Движения
Работа в Региональных отделениях [27]
Общественно-политические мероприятия [38]
Обращения, заявления ЦС Движения [15]
Статьи, выступления участников Движения [65]
СМИ: новости, статьи, комментарии [209]
Полит-ринг Филин В.И. vs Сорокин М.А.
Кто по Вашему мнению побеждает на Полит-ринге?
Всего ответов: 11
Требуем правительство народного доверия!

Дружественные сайты
..................................................
ИНСТИТУТ ВЫСОКОГО КОММУНИТАРИЗМА
..................................................
ДВИЖЕНИЕ «Собор Русского Народа»
..................................................
ДВИЖЕНИЕ «Союз Русского Народа»
..................................................
ДВИЖЕНИЕ за возрождение отечественной науки
..................................................
ДВИЖЕНИЕ «Семья, любовь, Отечество»
..................................................
КРОН (Конгресс работников образования, науки, культуры и техники)
..................................................
«Общественный Совет Гражданского Общества»
..................................................
«Союз борьбы за народную трезвость»
..................................................
Журнал «ОППОНЕНТ»
..................................................
Газета «Знание – Власть»
..................................................
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    Рассказать о Движении в социальных сетях


    Главная » 2017 » Май » 9 » Вернем былую Славу Саратовским Авиастроителям!
    14:06
    Вернем былую Славу Саратовским Авиастроителям!

    Гугучкин Григорий

    Саратовский Авиационный Завод (САЗ)

    Именно эта дата – 31 декабря 1931 года считается официальной датой рождения Саратовского завода комбайнов и Саратовского авиационного завода. Это название завода настолько вошло в обиход, что до настоящего времени место, где начиналась стройка (пл. Орджоникидзе) называется всеми жителями города Саратова – «Комбайн», а Дворец культуры – клуб «СЗК». 4 января 1932 года приветственную телеграмму в адрес руководства Саратовского завода комбайнов и его работников направил И.В. Сталин.

    Стройка была закончена, началось массовое производство сельскохозяйственной техники, основным изделием был комбайн «СЗК». Завод из года в год наращивал производство комбайнов. За период с 1932 по 1937 год было выпущено 39000 комбайнов марки СЗК.

    С 1933 года (в период выпуска сельхозтехники) на территории СЗК работал специальный цех по ремонту авиационных моторов. Прошло несколько лет после этого приобщения к авиации и в соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР от 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов должен был перейти от производства комбайнов к производству авиационной техники.

    28 октября 1938 года взлетел первый самолет Р-10 (ХАИ-5), конструктора Немана Иосифа Григорьевича. Обладая огромной, по тем временам, скоростью 370 км/час, Р-10 успешно использовался как мобильный разведчик высокого класса. В период с 1938 по 1940 год завод изготовил 135 боевых самолетов.

    В июле 1939 года совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции Яценко Владимира Панфиловича. Это была первая машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км. час. Однако, в связи со сложностью ее изготовления от дальнейшего производства И-28 отказались.

    Заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором Яковлевым Александром Сергеевичем истребителя Як-1. Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с КБ А.С. Яковлева. В октябре 1940 года первые три Яка поднялись в воздух. Всего в 1940 году было выпущено 16 самолетов Як-1.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие работники завода ушли на фронт. Их заменили женщины подростки. Люди работали по лозунгу «Все для фронта, все для победы». План выпуска и фактический выпуск истребителей Як-1 все более возрастал. В 1941 году среднемесячный выпуск достиг 50 штук. Всего было выпущено 1212 самолетов Як-1. Была построена взлетно-посадочная полоса.

    Завод из месяца в месяц улучшал работу. Уже в первом квартале 1942 года он увеличил выпуск самолетов по сравнению с первым кварталом 1941 года в 5 раз. Среднесуточный выпуск самолетов достиг 10-11 штук. В 1942 г. было выпущено 3473 самолетов ЯК-1.

    Коллектив Саратовского авиационного завода одним из первых в СССР 11.06.1942 получил Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности. Коллектив Саратовского авиационного завода удерживал знамя 6 месяцев подряд. 26 июля 1942 года Саратовский авиационный завод был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Многие работники завода также были удостоены государственных наград.

    В феврале 1943 года был испытан и принят к производству самолет Як-1М. Среднемесячный выпуск самолетом Як-1М достиг 310 - 320 штук.

    Помощь Красной Армии была всенародной. Саратовские колхозники Ф. Головатый, А. Селиванова, С Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам – Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову, А. Покрышеву.

    Саратовский авиационный завод внес огромный вклад в битве за господство в небе. Он был, как бельмо на глазу у врага. Он являлся одной из самых желанных целей для фашистской авиации. Его нужно было уничтожить, во чтобы-то ни стало. 24 июня 1943 года в 0 часов 39 минут начался самый массированный налет немецких бомбардировщиков. В течении 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод. В результате этого авианалета было разрушено более 70% заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства. Погибло 15 работников завода. В память о жертвах этого налета 02.07.1969 г. и о других погибших на полях Великой отечественной войны заводчанах на территории завода был открыт мемориальный комплекс.

    Однако, несмотря на столь значительный урон, уже 29 июня началась сборка самолетов Як-1. Государственный комитет обороны установил срок восстановления завода к 1-му октября 1943 года. Завод был восстановлен на 17 дней раньше срока. Через 80 дней и ночей завод был не только восстановлен, но и расширен. 13 сентября 1943 года завод вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета. Всего в 1943 году было выпущено 2855 самолетов Як-1. В сентябре 1943 года руководству завода было поручено провести техническую подготовку и начать производство нового истребителя Як-3. Этот истребитель в дальнейшем был признан лучшим легким истребителем 2-й мировой войны.

    В январе 1944 года было освоено производство боевого истребителя Як-3. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман» и польского полка «Варшава». Вкладом коллектива Саратовского авиационного завода в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны истребителей Як-1 – 8668 шт. и Як-З - 4009 шт., автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1 («лимонка»), мины, зенитные установки.

    2 июля 1945 года Саратовский авиационный завод за огромный вклад в Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета обороны, которое 28 раз в годы войны присуждалось Саратовскому авиационному заводу по итогам Всесоюзного социалистического соревнования.

    Закончилась Великая Отечественная война. Начался перевод производства на мирные рельсы, освоение новых видов продукции: сверлильных станков, товаров народного потребления (изготавливали велосипеды, детские коляски, столы, шкафы, шифоньеры, стулья, различные металлоизделия, шили одежду, обувь,). Развернулось массовое строительство жилья для работников завода, дошкольных учреждений, школ, магазинов. Развивалось подсобное сельхозпредприятие – совхоз «Комбайн». Возвращались демобилизованные войны Красной Армии. Жизнь быстро входила в мирную колею.

    В 1946 году предстояло освоить новый учебно-тренировочный самолет Як-11. В феврале 1946 года при заводе открылся вечерний филиал Саратовского авиационного техникума. 19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолет Як-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. Всего было выпущено 1710 самолетов Як-11, на которых прошли обучение тысячи летчиков СССР и других стран.

    Продолжение см. в полной версии статьи: Г. Гугучкина "Саратовский авиационный завод"

    Современная судьба Саратовского авиационного завода

    Ныне ЗАО «САЗ» ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц. С 1990-х завод находился в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолёт Як-42Д был поставлен заказчику в 2003 году. Затем авиационное производство было фактически остановлено, завод занимался в основном ремонтом и техническим обслуживанием ранее произведенной авиатехники, выпуском запчастей, ремонтом агрегатов.

    В 2005 году была начата процедура банкротства по иску "Газпрома". Долг ЗАО «САЗ» составлял около 335,9 млн руб. перед ООО «Газкомплектимпэкс» - дочерней организацией РАО «Газпром». К 2007 году часть площадей завода была распродана, цеха пустовали, не было оборудования и специалистов, а руководитель завода А.В. Ермишин был обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт.

    Долг предприятия в начале 2007 года выкупило ООО «Монолит-С». При этом только рыночная стоимость земельного участка (территория завода и аэродрома) составляла ориентировочно более 8 миллиардов руб., не считая стоимости сооружений, оборудования и материалов. Вместо Ермишина директором был назначен Фомин О.В., член партии «Единая Россия», депутат Пензенской городской думы, руководитель пензенского НП АУ «Лига».

    В 2009 — 2011 годах территория завода вместе с цехами и оборудованием была распродана. Были снесены заводские корпуса, центральная проходная завода, склады, распродано или сдано в металлолом оборудование. Фюзеляжи недостроенных самолётов порезаны и сданы в металлолом. На заводском аэродроме "Саратов-Южный" были разобраны практически все ангары и взлётно-посадочная полоса.

    Новым руководством был разрушен мемориальный комплекс Памяти жертв Великой Отечественной войны. Народный музей Саратовского авиационного завода также прекратил своё существование. Музейные экспонаты и два знамени ГКО переданы в музей Технического университета г. Саратова. Ордена завода и Знамя Саратовского авиационного завода только усилиями саратовской полиции были изъяты у лиц, обанкротивших завод, и переданы в краеведческий музей Саратовской области.

    13 августа 2012 года арбитражный суд Саратовской области принял решение о завершении производства в рамках банкротства Саратовского авиационного завода и его исключении из Реестра юридических лиц РФ. 21 октября 2012 года Саратовский авиационный завод был вычеркнут из Реестра юридических лиц РФ. 28 октября 2013 года в сквере Авиастроителей на проспекте Энтузиастов, напротив бывшего 11-го корпуса завода был открыт памятник Саратовскому авиационному заводу, как человеку, с годами рождения и смерти - единственный в РФ памятник заводу (на фото).

    Просмотров: 196 | Добавил: ecologizator | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Проект Конституции

    [02.05.2015]
    Проект Конституции России (34)
    [21.05.2015]
    Экологический раздел (3)
    [21.04.2017]
    О выборах (0)
    [23.04.2017]
    Изменить статью 9 (0)

    ВЫБОРЫ В РОССИИ

    [18.04.2017][ВЫБОРЫ-2017]
    Выборы без реального выбора (0)
    [03.11.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    "Оценка прошедших выборов". Круглый стол 12 октября 2016 г. (0)
    [20.09.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА! КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?! (0)
    [08.09.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Круглый стол РНФ. Дебаты о выборах. (0)
    [26.08.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Пресс-конференция РНФ (0)
    [21.08.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Русская национальная конференция "Россия накануне выборов" (0)
    [11.08.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Семь предложений к выборам 2016 (0)
    [14.07.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Почему вы ходите (или точнее - не ходите) на выборы? (0)
    [05.07.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Как "патриотическая" "Родина" выполняет команды власти и сливает кандитатов (0)
    [24.04.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    ПОЕДИНОК УЖЕ НАЧАЛСЯ!? (0)
    [24.04.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Выборы-2016. «ДОМОДЕДОВО-2030: ВРЕМЯ НА ВЗЛЕТ!» (0)
    [24.04.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Неожиданный поворот на дебатах "Единой России": Городецкого вызвали на поединок! (0)
    [19.01.2016][ВЫБОРЫ-2016]
    Доказательства антиконституционности нынешней власти (7)

    Документы ПДС НПСР (Постоянно действующее совещание национально - патриотических сил России)

    [20.04.2017][Документы]
    Отчёт о деятельности Движения за 2016 г. (0)
    [19.03.2017][Документы]
    Заседание ЦС Движения 16.02.2017 г. (0)
    [03.12.2016][ПДС НПСР]
    Заседание ПДС НПСР 2 декабря 2016 г. (0)
    [14.03.2016][ПДС НПСР]
    Контактактная информация (0)
    [14.02.2016][ПДС НПСР]
    Тезисы объединительной платформы участников (0)
    [12.02.2016][ПДС НПСР]
    Список участников ПДС НПСР (3)
    [24.01.2016][Документы]
    Сообщение об очередном заседании ЦС ООД 23 ноября 2016 г. (0)

    Документы Центрального Совета

    Заседания ЦС ООД:

    2017 г.
    16 февраля 2017 г.

    Поздравление с 2017 годом

    Отчёт за 2016 г.

    2016 г.
    23 ноября 2016 г.
    02 июня 2016 г.

    Поздравление с 2016 годом

    2015 г.
    29 октября 2015 г.
    18 июня 2015 г.
    18 мая 2015 г.
    21 апреля 2015 г.
    03 апреля 2015 г.
    13 марта 2015 г.
    17 февраля 2015 г.
    16 января 2015 г.

    Поздравление с 2015 годом

    2014 г.
    12 декабря 2014 г.
    25 ноября 2014 г.

    Copyright ООД "За национализацию и деприватизацию стратегических ресурсов страны" © 2017